Стена

Рассекая волны

Фильм, который стоит смотреть как можно позже. Я посмотрел его в 31 год и считаю, что можно и позднее. Сложный, неоднозначный фильм. Очень близок к документальному кино, и по манере съемок, и по сюжету. Вообще, у меня складывается впечатление, что Догма Ларса фон Триера приближает игровое кино к документальному. Смысл не только в спецэффектах, декорациях, актерах, но и в самом построении процесса съемок — случайные кадры, неожиданные сюжетные ходы, реалистичность диалогов, вообще, очень реалистичные образы, цельные персонажи, их нельзя назвать положительными/отрицательными, их можно назвать живыми…

Related image

Мое мнение что это фильм не о суровом Боге, который способен на чудо, но это чудо надо заслужить страданием. Меня лично волнует в этом фильме неспособность людей сострадать, сопереживать ближнему, помогать ему. В фильме разворачивается действие в закрытой в общем-то сельской общине, судя по всему, протестантской, но об этом позже. Главная героиня — Бесс — страдает психическим расстройством, и не может найти понимания даже среди своих близких, которые способны только тупо спрашивать способна ли она принимать лекарства. Бесс встречает своего суженного — Яна — но он чужак, не местный, и опять никто не хочет в общине чтобы этот брак состоялся. Когда происходит трагедия, когда Бесс практически теряет своего мужа, никто не приходит к ней на помощь, все говорят что надо смириться, терпеть, надеяться на Господа. Но разве это поможет, когда твой любимый человек при смерти? Бесс нестандартно находит выход из этой ситуации, и в этом ключ к пониманию фильмов Триера, на мой взгляд. Бесс считает что Бог посылает ей лично знаки, в виде совпадений — когда она просит вернуть мужа с дальней работы домой, так и происходит, правда муж покалечен, и в этом Бесс видит знак. Понятно, что это больная, вымученная фантазия Бесс, но никто не помогает ей, никто не хочет понять ее одиночество, и почему она ищет этих знаков. Правильно говорит близкий (насколько это возможно в этом фильме) ей человек — сестра умершего брата Бесс: «Ты живешь в своем вымышленном мире»…

Когда Бесс решает найти себе любовника, якобы по просьбе уже больного, не адекватного мужа, она идет на жертву… И здесь мог бы быть переломный момент, когда доктор, лечивший ее мужа, ответил бы на ее чувства, но и этого не происходит. А происходит то, что перед Бесс вырастает стена, все больше и больше, исчезают любые возможности пройти сквозь нее, и Бесс идет на жертву, которая становится святой…

На мой взгляд Ларс фон Триер отразил в этой картине протестантские идеи о Боге, который якобы способен общаться напрямую с человеком без посредства священника. В противовес традиционному Иисус Сладчайшему противопоставляется протестантский авторитарный Христос… Но я не буду делать на этом акцент, я укажу на самих людей из общины, в которой происходит действие. Они суровы, горды и авторитарны. Они не способны на чувства, они постоянно доказывают свою верность богу, свою якобы святую непоколебимость в вопросах, что правильно, а что нет, они радикально консервативны… Но на мой взгляд, там, где нету любви, сострадания, не осуждения, там нету Бога, а одна сплошная гордыня, и эта гордыня разрушает все, в том числе и хрупкую, беззащитную Бесс…

Весь ужас происходящего в этом фильме в том, что чтобы не делала несчастная Бесс, было бы именно так, как было…

Related image

Я не досмотрел фильм до конца, так как уже не мог смотреть на это страдание, я понял, что это — все, и остановился. Фильм рекомендую только внутренне сильным людям, так как пережить Ларса Фон Триера отстраненно, на мой взгляд, не возможно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *